Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Йога » Буддизм » Дзогчен » Дзогчен
Дзогчен
rajahyogaДата: Пятница, 28.08.2015, 21:59 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 473
Репутация: 0
Статус: Offline

Дзогчен,  дзогпа ченпо (тиб. rdzogs pa chen po, с тибетского языка можно перевести как «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») или ати-йога, маха-ати, санти маха, махабинду, тигле ченпо — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма. Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон. Иногда впереводах на западные языки дзогчен понимают как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. Полное совершенство (тиб. дзогчен) обозначает изначальное состояние индивида, достигаемое или раскрываемое в созерцании. Методы, позволяющие раскрыть это состояние, условно называются учением дзогчен, то есть учением о великом совершенстве. Санскритскийтермин ати-йога и тибетский термин дзогпа ченпо или сокращенно дзогчен являются именами нарицательными и поэтому по правилам русского языка пишутся со строчной
буквы. В случаях, когда слово «дзогчен» является частью имени человека или и тула, а также названием монастыря или организации и т.п., оно пишется с большой буквы, как имя собственное.
Прикрепления: 4762783.png(84.1 Kb)
 
rajahyogaДата: Пятница, 28.08.2015, 22:00 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 473
Репутация: 0
Статус: Offline
История дзогчен
Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез. Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых
условиях и даже в контексте других религий. В  Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению. Эта тантра была
переведена на тибетский язык с санскрита в VIII веке  и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву. Согласноистории, описанной Вималамитрой в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры», было двенадцать древних учителей дзогчена.  Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель — тот, которого
также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель — архат Сер О Дампа, девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель — Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Согласнопреданию, первый учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна (или Одияна). Существует множество сказочных
историй об этом месте, в связи с чем принято считать, что Уддияна не существовала в реальности. Однако знаменитый ученый-историк и учитель дзогчен, профессор Намхай Норбу Ринпоче полагает, что Уддияна существовала в действительности. По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и
подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине первого тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Первым учеником Гараба Дордже стал Манджушри митра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны. В середине и второй половине XX века, когда тексты по дзогчену не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что это учение появилось вследствие влияния принципов китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учение Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты
дзогчена переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство его методов и терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне. В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев, считается, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон ещё до появления индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.
 
rajahyogaДата: Пятница, 28.08.2015, 22:07 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 473
Репутация: 0
Статус: Offline
Передача дзогчена
Буддийская традиция дзогчена опирается на следующую линию передач: 
1. Прахе ваджра(тиб. Гараб Дордже): III век н. э. также есть версия 184 до н. э. — 57 до н. э. 2.Манджушримитра(Тиб. Jampal Shenyen, Wylie: 'jam dpal bshes gnyen): III век н. э. или также по другой версии II век до н. э., современник Прахеваджры
3. Шри Симха (Śrī Siṃha, Tib. Palgyi Senge,Wylie: dpal gyi senge):IV век н.э.
4. Падмасамбхава:VIII век
5. Вималамитра(Tib. Drime Shenyen, Wylie:dri med bshes gnyen): конец VIII века
6. Вайрочана (Tib. Nampar Nangdze Lotsawa,Wylie: rnam par snang mdzad lo tsa ba): конец VIII века В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчена от Гараба Дордже. В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже. В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV. В религииБон имеются свои три линии дзогчена: Атри (Wylie: a khrid), Дзогчен и Устная традиция Шангшунга (Shang Shung Nyen Gyu; Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все восходят к основателю Бон Тонпа Шенрабу.

Содержание учения
В учении дзогчена говорится об изначальном состоянии (Ригпа), изначальной неотъемлемой
природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей. Также используются термины — «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Ригпа не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчена часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало.
Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчена, то он или она более не переживают дукха — каких-либо форм страдания. Это чистое состояние является, по сути, изначально присуще каждому живому существу, являясь состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа. Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние
изначального бытия, к ученику. Суть учения дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах, которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре: 
1. Получить прямое ознакомление с природой своего сознания (от опытного мастера).
2. Устранить сомнения.
3. Оставаться в этом состоянии.
В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам: 
Семдэ —раздел природы ума.
Лонгдэ —раздел изначального пространства.
Менгагдэ —раздел тайных устных наставлений.
Учение дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации «тела света» в конце жизни.
 
rajahyogaДата: Пятница, 28.08.2015, 22:07 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 473
Репутация: 0
Статус: Offline
Современный дзогчен
В настоящее время дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы:
1. Международное Дзогчен-сообщество, созданное Намкхаем Норбу Ринпоче
2. Тулку Урген Ринпоче и Чоки Нима Ринпоче представляют школуКа-Ньинг (кагью + ньингма), сочетающую традиции Дзогчен и Махамудра
3. Центр Падмасамбхавы, созданный Палдэн Шерабом Ринпоче и Цеванг Донгьялом Ринпоче.
4. Университет Шри Сингха, созданный Дзогчен Кхенпо Чога
5. Учитель дзогчен традиции Бон — Тендзин Вангьял Ринпоче
 
rajahyogaДата: Пятница, 28.08.2015, 22:39 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 473
Репутация: 0
Статус: Offline
Семдэ
Семдэ, также  Сэмдэ («раздел ума») — первый из трёх разделов учения и текстов Дзогчен, раздел «Природы Ума». Три раздела Дзогчена, как их представил Манджушримитра, — Семдэ, Лонгдэ («раздел Пространства») и Мэннгагдэ («Сущностный раздел») — развились от различных подходов разных линий передачи учения. Семдэ — раздел Природы Ума — относится к линии передачи Вайрочаны. Тем не менее, как отмечает Намкай Норбу Ринпоче, «достигаемое состояние созерцания одинаково для всех трёх разделов».

Отличие Семдэ от других разделов Дзогчена
В каждом из разделов Дзогчена — Семдэ, Лонгдэ и Мэннгагдэ — учитель даёт прямую передачу,
прямое введение в состояние Дзогчен (ригпа), и ни один из них не является постепенным
путём, хотя каждый из них имеет свой особый подход.  В каждом из разделов есть свой способ введения в созерцание: в Мэннгагдэ — принцип Прямого Введения, в Лонгдэ — Символическое
Введение, в Сэмде — Устное Введение. В системе Семдэ в основном применяются устные объяснения и подробный анализ, что отличает его, например, от «Сущностного раздела» Дзогчена Мэннгагдэ (в переводе «сообщаемое тайно»), где введение в «сердечную сущность» объясняется с помощью парадоксов, так как природа реальности не укладывается в рамки логики. Раздел Семдэ связан с первым заветом Гараба Дордже — получить прямое введение в природу своего сознания (от мастера). Поэтому в разделе подчёркивается необходимость прямого введения в естественную природу ума (ригпа), о которой даются пояснения и методы её узнавания. Несмотря на то, что в разделе Семдэ используется в большей степени интеллектуальный подход для объяснения того, как войти в состояние созерцания (rig-pa), слово ум (sems, сем) относится не к рассудочному уму (читта), обусловленному временем и предшествующими событиями, а к природе ума (sems-nyid), которая существует за пределами времени и обусловленности и обычно называется текстах Семдэ
бодхичиттой.  В этом случае Бодхичитта означает изначальное состояние, чем отличается от её толкования в текстах Сутры.

4 йоги Семдэ
В Семдэ имеется четыре основные практики (нэлчжор, йога, «соединение»), используемые
для вхождения в созерцание (тиннгэдзин):
1. Шинэ —состояние покоя путём концентрации на объекте или без него (обычно выполняется
на тибетской букве А). В результате практик состояние покоя становится устойчивым. Также для этой практики в текстах Дзогчена употребляется термин нэпа.
2. Лхагтонг —«интуиция», запредельное видение, в котором состояние покоя растворяется или
«пробуждается», являясь естественным. Также для этой практики в текстах Дзогчена употребляется термин мийова — «не-движение».
3. Нимэд —«недвойственность» — шинэ и лхатонг появляются вместе, позволяя практику выйти
за пределы двойственности. Также для этой практики в текстах Дзогчена употребляется термин нямнид — «равностность», состояние, где всё имеет один вкус.
4. Лхундруб —«самосовершенство», «спонтанное совершенство» — практика Дзогчена, Великого
Совершенства, когда происходит объединение со своим естественным состоянием,
каждое действие совершается в недвойственном состоянии созерцания, что даёт
переживать всё возникающее как «самосовершенную игру своей собственной энергии».
 
rajahyogaДата: Понедельник, 23.11.2015, 20:42 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 473
Репутация: 0
Статус: Offline
Лонгдэ
также Лонгде («раздел пространства») — второй из трёх разделов учения и текстов Дзогчен, «раздел Пространства».

Отличие Лонгдэ от других разделов Дзогчена
Раздел Лонгдэ связан со вторым заветом Гараба Дордже — устранить сомнения относительно
полученного прямого введения в природу своего сознания (от мастера). Буквально лонг (Вайли: klong) означает «обширный простор неба», и подход в Лонгдэ к созерцанию более прямой, непосредственный и широкий. Четыре практики Лонгде для вхождение в ригпа называются четырьмя знаками, и они практикуются вместе, а не последовательно, как четыре йоги в Семдэ.
Согпо Тентар разъясняет воззрение Лонгдэ следующим образом: «Лонгдэ утверждает, что все проявляющееся, подобно звездам и планетам в  небе, является игрой самовозникающих качеств коренной осознанности в необъятном пространстве всеобъемлющей природы, Самантабхадры. В отличие от Сэмде, Лонгдэ не утверждает, что феномены являются проявлением энергии и действия (ума)».— Тулку  Тхондуп Ринпоче «Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо»

Четыре символа раздела Лонгдэ
В Лонгдэ имеется четыре знака или символа (да), используемых для вхождения в созерцание,
и практикуемых одновременно:
1. Сэлва —«ясность» — открытые глаза, всё видение объединено.
2. Митогпа —«пустота» — глаза сосредоточены на пустом пространстве, не мигая, а возникающие
мысли не отвлекают.
3. Дэва —«ощущение блаженства» — практикующий находится в полном присутствии, но
ощущение как будто тела нет совсем.
4. Йермэд —«нераздельность» — объединение символов сэлва, митогпа и дэва, вводящее
практика в созерцание и практику Дзогчена.
 
rajahyogaДата: Понедельник, 23.11.2015, 20:50 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 473
Репутация: 0
Статус: Offline
Мэннгагдэ
также Мэннгагде, Мен Нгак Дэ («сообщаемое тайно») — третий из трёх разделов учения и текстов Дзогчен, «раздел Тайных (устных) Наставлений», «Сущностный раздел», «раздел Упадеша». Также эти учения называются Ньинг-тиг , что означает «сущность ума».

Отличие Мэннгагдэ от других разделов Дзогчена
В «Сущностном разделе» Дзогчена Мэннгагдэ введение в «сердечную сущность» объясняется с помощью парадоксов, так как природа реальности не укладывается в рамки логики, что отличает его, например, от системы Семдэ, где в основном применяются устные пояснения и подробный анализ. Раздел Мэннгагдэ связан с третьим заветом Гараба Дордже — оставаться в состоянии природы своего сознания (получив прямое введение в него от мастера). Поэтому в Мэннгагдэ даются многочисленные методы и советы для поддержания состояния созерцания.
Пема Ледрел Цэл так говорит о превосходстве Мэннгагдэ над двумя предыдущими разделами:«Сэмде и Лонгдэ понимают аспекты пустоты и ясности ума, используя понятие «это есть это», то есть с помощью анализа. В них нет чистого понимания обнажённой и беспрепятственной осознанности учения Трегчод (прорыв)». — Тулку Тхондуп Ринпоче «Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по  Дзогпа Ченпо»

Внутреннее деление Мэннгагдэ
В дальнейшем учитель Дзогчен 8-го века Шри Симха разделил Мэннгагдэ на четыре цикла:внешний цикл  (Чи Кхор)  внутренний  цикл (Нанг Кхор)тайный цикл(Санг Кхор)непревзойдённый цикл (Янг Санг Ла На Ме Пей Кхор)

Четыре чогжаг раздела Мэннгагдэ
В Мэннгагдэ имеется четыре основные практики (чогжаг, «как оно есть»), используемые для
длительного пребывания в созерцании (есть также практики для вхождения в созерцание):
1. Риво чогжаг — «чогжаг горы» — связана с телом, любая поза которого становится позой для практики.
2. Гяцо чогжаг — «чогжаг океана» — связана с глазами, любое положение которых (взгляд) являются положением для практики.
3. Ригпа чогжаг — «чогжаг состояния как  оно есть, без исправления». Соответствует практикам лхундруб в Семдэ и йермед в Лонгдэ.
4. Нангва чогжаг — «чогжаг видимого» —практикующий воспринимает всё видимое как собственную энергию.
Дзогчен — это когда все четыре чогжаг практикуются вместе мгновенно.
 
Форум » Йога » Буддизм » Дзогчен » Дзогчен
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: